Аннотацiя: |
Каюсь: как и большинство одесситов, я сразу не обратил внимание на разговоры о повышении тарифов и заглянул в них, лишь получив тарифы по собственному дому.
Все тарифы расписаны по 21-й позиции.
При этом идет ссылка на Кабинет Министров. Но мне ведь все равно, кто это сделал - Тимошенко, Ющенко или Гурвиц. Думаю, что и любому другому гражданину тоже. Формирование тарифов должно быть прозрачным, они должны быть обсуждены (не цифры, а методика формирования).
При Р. Боделане была сделана попытка научно обосновать реформу и формат тарифов. Он тогда хотел ввести в тариф ремонтную составляющую. Да, когда появилась эта идея, я критиковал ее. Но я критиковал за то, что там было сказано: "Каждый дом будет иметь свой расчетный счет, как юридическое лицо, и ремонтная составляющая будет на нем накапливаться". Я говорил, что налоговая будет рассматривать эти деньги как доход и будет его облагать налогом. То есть я пытался объяснить, что 30 процентов средств будут уходить в воздух, и нечего обманывать одесситов. Кроме того, тогда не было проведено толковое деление городских зданий. Например, все пятиэтажки были объединены в одну группу. А ведь они построены из кирпича, из камня или из бетона.
Однако в целом, как теперь видно, тот подход был более правильным. Хотя, честно говоря, начальство не хотело никого, кроме себя, слушать, как и сейчас.
Раскладка новых тарифов ничем не отличается от тех, которые были 20 лет назад. Совершенно очевидно, откуда авторы этой концепции брали исходные данные. И так же очевидно, что цель этой, так сказать, реформы - платить зарплату работникам ЖЭКов. Больше ничего она не решит.
Сейчас я бегло пройдусь по всем 20 ее пунктам.
Тарифы для первого и второго этажей зданий разнятся, потому что в домах, где есть лифты, они на первом не тарифицируются, это понятно.
Оплата уборки лестничных клеток. Если взять мой дом, то выяснится, что убирается он ежедневно с первого по третий этаж, выше третьего - три раза в неделю. У нас есть два флигеля двухэтажных и два трехэтажных. Они никогда не убирались, и там эта услуга и не предусмотрена.
За уборку придомовой территории платили всегда. Это зарплата дворников, может быть, частично, - мастеров. Естественно, использована максимальная цифра. Мол, уборка должна быть два раза в сутки. А мне бы хватило и раз в сутки, но меня никто не спрашивает.
Уборка подвалов, технических этажей и крыши. Совмещать уборку подвалов и крыши - нелепо. Два раза в год? На крышу падают листья? Но не везде деревья растут выше крыши. Например, я вызываю кровельщика во время листопада, плачу ему деньги, и он убирает. Теперь я должен не вызывать кровельщика, а связываться с ЖЭКом, ждать и также платить. Но при чем тут уборка подвалов и технических этажей? В нашем доме чердак не нуждается в уборке, мы там не мусорим. У меня на чердак ведет лестница, мною изготовленная, закрыт он железной крышкой. За что платить?
Подвалы. В моем флигеле подвалов вообще нет. В одном он технический, там проходят трубы, а в другом - сарай жильцов, они сами его убирают.
Техническое обслуживание лифтов - это нужная норма, но ввиду того, что до сих пор непонятно, как платить за лифты, кто несет ответственность за их сохранность, - думаю, этот вопрос тоже нужно рассматривать отдельно. Я был сторонником того, что лифт - это вертикальный транспорт, как транспортеры, нории и т.д. Можно было бы ввести жетоны и оплачивать поездки. А что будет с теми, кто придет к вам в гости? Это отдельный вопрос.
Далее - обслуживание диспетчерских, поддержка в рабочем состоянии системы лифтов. У меня этого нет, но, думаю, что и эта тема нуждалась, как минимум, в обсуждении.
Следующий пункт - одна из самых высоких цифр: техническое обслуживание внутридомовых систем тепло-, водопровода, водоотведения и сливной канализации. Опять в одном пункте с обслуживанием "несущих и защитных конструкций" столярных изделий. Как можно было это объединять?
А теперь - периодичность предоставления услуг. Мы-то себе представляем, что с какой-то периодичностью приходит столяр, сантехник... А оно выглядит иначе. Плановые осмотры - два раза в год, перед началом и окончанием отопительного сезона, внеочередные - по мере необходимости. Тут только один пункт связан с отоплением, так какая же связь с отопительным периодом? И что такое плановые осмотры? Я сам работал зам. начальника ЖЭО. Два раза в год мои мастера должны были заполнить бланки осенне-зимнего и весенне-летнего осмотра. Сотни таких бланков заполняли и, за редким исключением, не выходили на место. Поднимали журналы с заявками и на основе их заполняли бланки, часть - и вообще "с потолка". А представляли это как техническое обслуживание... То есть деньги идут не на технические нужды, а на зарплату мастеров.
Дератизация и дезинсекция. Периодичность - по мере необходимости. Но кто определяет меру необходимости? Например, в прошлом и в позапрошлом году комары не появились - но это они сами "определили", а не чиновники (они заводятся в тех подвалах, где стоит вода годами).
Но дератизацию нужно делать постоянно, что не делается очень давно. Тем не менее, деньги надо платить... Я когда-то говорил: показывайте мне тушки мертвых, отравленных крыс, тогда я поверю в деритизацию.
Обслуживание дымовентиляционных каналов - раз в год. Во-первых, положено два раза в год... Это очень нужная работа, которая практически давно не делается, а если делается, то за деньги жильцов.
Обслуживание бытовых электроплит. Что значит "по мере необходимости"? У нас в договоре сказано, что газовщики обязаны периодически проверять газплиты. С электроплитами то же самое. При чем тогда тут ЖЭК?
Вернемся к пункту 13 - обслуживание конструктивных элементов домов и пристроек. Мало того, что все свалено в одну кучу, так тоже - "по мере необходимости". Если бы был накопительный счет, то председатель домового совета вместе с инициативной группой мог бы проверить, что накопилось, какой необходимо провести ремонт и сколько он будет стоить. А тут полная безответственность и непонятно, куда деньги идут.
То же самое ремонт детских, спортивных, хозяйственных площадок и объектов благоустройства, опять "по мере необходимости...".
Поливка дворов, клумб и газонов. Всем известно: поливку осуществляют сами жильцы первых этажей, и ни разу дворник этим не занимался. Если бы в этом пункте стояло "оплата за воду" - вопросов не было бы.
Подготовка к эксплуатации в осенне-зимний период - раз в год. Перед отопительным периодом мастера должны осмотреть дома, прислать рабочих, которые, например, должны поставить пружины на двери, чтобы они захлопывались в холодное время, вставить стекла, если они выбиты, поставить замки в двери на чердак.
О стеклах разговор особый. Когда я был зам. начальника управления, то в каждом парадном поставил рифленые стекла. Они продержались неделю, их разокрали. Тогда у себя в доме я собрал стекла из кусочков, их украсть невозможно. 20 лет стоят! Но это так, личный опыт. Впрочем, это все-таки лучше, чем с потолка придумывать некие услуги, которые никак проконтролировать нельзя.
Например - эксплуатация номерных знаков. Дело не в том, сколько они стоят. Если речь идет о старинных номерных знаках, которые были с лампочкой, - это одно. Сегодня же номерной знак - если он есть на доме, - представляет собой железку, которую раз в год нужно протереть тряпкой... Очередная, получается, сказка, чтобы деньги собрать.
Очищение дворовых туалетов и приямков... Вопрос должен так стоять, чтобы дворовых туалетов вообще не было, должны быть общественные туалеты.
Очень правильный пункт, который, возможно, должен быть и шире расписан, - освещение мест общего пользования. Но зачем его объединять с подкачкой воды? Даже в тех домах, где есть и освещение, и подкачка - это разные функции, разные цены.
Электроэнергия лифтов. Не могу понять: техобслуживание лифта - 6-й пункт, диспетчеризация - 7-й, и вдруг в 20-м появляется электроэнергия лифтов. Чем тут руководствовались?
И последнее - "витрати и показники" каждый день. Что это такое? Из этого перечня, выбрав только освещение мест общего пользования, я насчитал сумму, которая приблизительно подходит. А больше ничего!
Самое интересное - в тарифах нет ни слова о вывозе мусора. Вы знаете, что город прекращает за счет бюджета вывозить мусор? Не знаю, каким образом они собираются это осуществлять, потому что о подписании договоров вопрос не стоит. Как я предполагаю, городские власти и отдельные фирмы назовут это "публичным договором" или "договором присоединения". Заранее хочу сказать: публичный договор касается только субъектов предпринимательской деятельности. То есть город назовет ДЕЗы или ЖЭКи субъектами хозяйственной деятельности? Договор присоединения тоже относится к субъектам хозяйственной деятельности: мы напечатали - вы присоединяйтесь. Кто не успел - тот опоздал.
Один раз эту тему уже поднимали. И убедились, что это противоправно. Поэтому, даже после того, как напечатали эти "обоснования тарифов", не представляю, каким образом будет идти подписание договоров. А еще мне очень интересно, почему г-н Матковский, будучи когда-то проводником старой идеи (после того, как я предложил дифференцировать тарифы, он меня нашел даже в Киеве и по указанию Боделана предложил мне место в администрации, но я, разумеется, отказался), сегодня, будучи председателем депутатской комиссии по жилищному хозяйству, молчит? То же самое и г-н Рубля. Ведь это они должны были бы собирать "круглые столы" и говорить: ребята, это не то!
Феликс Кобринский, помощник народного депутата.
|