Верховна Рада України Бібліотечно-бібліографічні ресурси
Бібліотечно-бібліографічні ресурси
Бібліотечно-бібліографічні ресурси

Опис документа

АЛЕКСАНДР ПИЛИПЕНКО: "ХАРЬКОВУ НУЖНА ДЕЙСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ЛИФТОВ"

Вид документа Стаття періодики 
Мова Російська 
Аннотацiя: О состоянии лифтового хозяйства Харькова и о том, можно ли было избежать несчастных случаев, связанных с лифтами, - интервью с депутатом Харьковского горсовета Александром Пилипенко, членом постоянной комиссии по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и инженерной инфраструктуры города Публичность, контроль и учет - Александр Алексеевич, сегодня на слуху у всех харьковчан несчастный случай, произошедший с юношей, упавшим в шахту лифта с восьмого этажа. Алексей чудом остался жив. В свете этих событий можно ли говорить об безопасности лифтов в Харькове? - Последние события стали еще одним свидетельством бесконтрольности работы лифтов. Этого бы не случилось, если бы механик ежемесячно выполнял техническое обслуживание этого лифта. - Действительно ли так серьезна сегодня проблема ветхости лифтового хозяйства Харькова? - Очень серьезна. Все дело в том, что жизнь лифта измеряется 25 годами с момента его выпуска. Если рассматривать Харьков, то дома у нас последний раз массово строились где-то в 1980 - 1990-е годы. В течение своей жизни лифт требует технического ухода и различных видов ремонта. Ремонты делятся на капитальные, текущие и планово-предупредительные. То есть, чтобы не было ситуации: "у нас все сломалось", - требуется планово-предупредительный ремонт. За то, что должно ежемесячно проводиться техническое обслуживание лифта, мы с вами как жильцы и платим. Между прочим, и договор мы заключаем на техническое обслуживание. А ремонты - это уже другой вопрос и другое финансирование. - То есть созданное более года назад коммунальное предприятие "Харьковгорлифт" отвечает за то, чтобы лифты не ломались? - Именно так. Но на сегодняшний день получается: монстр, которого мы создали, то есть КП "Харьковгорлифт", эту работу в полном объеме не выполняет. И не выполняет даже не потому, что не хочет, а потому, что не может выполнять эту работу, так как отсутствуют кадры. Средний возраст профессионалов ближе к 60-ти годам и многие из них уже ушли на пенсию. А молодых практически нет, потому что заработная плата очень маленькая и профессия не престижная. - Как до появления вышеупомянутого КП обслуживались лифты в Харькове и сколько их всего в нашем городе? - Всего в Харькове и области порядка 12500 лифтов, это с учетом домов ЖСК, ведомственных. Мы сейчас говорим о коммунальных, так как предполагаем, что КП "Харьковгорлифт" обслуживает только коммунальную собственность. Кстати, его руководители не раз об этом заявляли в СМИ. В Харькове около 20 фирм, которые занимаются обслуживанием лифтов. И здесь создается это КП. Давайте посмотрим, хватит ли в Харькове специалистов, чтобы войти в эту новую коммунальную структуру. Расчетная загрузка на одного специалиста, обслуживающего лифты, приблизительно 35 - 40 лифтов. То есть 6500 лифтов коммунальной собственности мы делим, грубо говоря, на 40 и получаем необходимую численность электромехаников на обслуживание - 160 - 185 человек, которые бы вышли в первую смену и выполняли только техническое обслуживание. К этому необходимо добавить аварийную службу, а это, как минимум, еще человек 120 электромехаников. Плюс та 1/12, которая ушла в отпуск. Таким образом, мы получаем армию в 300 человек одних только высококлассных механиков, да еще нужны диспетчеры и механики по обслуживанию ОДС. Они заявляют, что у них сегодня работают порядка 700 человек. Но вы посмотрите: КП "Харьковгорлифт" взялся обслуживать еще и электросети в домах. И здесь уже надо разобраться, сколько есть электромехаников, а сколько электриков, надо понимать, сколько мастеров, а сколько бухгалтеров, водителей и других ИТР. И мы тогда поймем, сколько на самом деле специалистов для обслуживания лифтов Харькова имеет эта служба сегодня. Вот, например, дом, где я живу. Не помню, когда в последний раз у нас делалось техническое обслуживание лифта. - А как жилец может это проследить? - Жилец?.. В принципе тяжеловато. Механизм контроля не отработан. Но каждое техническое обслуживание должно записываться в журнал, который есть в каждом машинном отделении. Как прослеживается в данном случае у меня в доме? Есть охрана, в журнале регистрируется выдача ключей и цели выдачи. Так вот, за последний год нет ни одной регистрации того, что кто-то из КП "Харьковгорлифт" пришел выполнять профилактические работы. Да, аварийная машина приезжала два раза за год, потому что лифты застревали по каким-то причинам. Освободили людей и поехали дальше. И здесь надо понимать разницу, что аварийная служба - это экстренная служба, как "скорая помощь". Приехала, сделала укольчик и уехала. А мне интересно посмотреть отчеты КП "Харьковгорлифт", сколько использовано запасных частей, заменено масла по всему городу. И сразу станет ясно, проводится техническое обслуживание лифтов и ОДС или нет. - КП "Харьковгорлифт" кому-то подотчетен публично? - Публично они должны отчитываться перед городским советом, как учредителем, и жителями Харькова. Тот учредитель, который их создал, имеет право потребовать полный отчет о работе. Но делает ли он это? Это первое. Второе. Вы не забывайте, что мы с вами тоже имеем полное право потребовать отчет, потому что мы платим за это всё. Каждый месяц они получают определенную сумму (об этом нам говорят на сессиях горсовета). 150 гривен на лифт (это усредненная цена) платят жильцы, плюс 150 гривен мы даем дотацию из бюджета. Таким образом, обслуживание лифта обходится в 300 гривен в месяц. А теперь посмотрим, что за 300 гривен на лифт делается. Получается, что 3600 гривен мы платим за два приезда аварийной службы? Считаю, что им необходимо отчитываться перед горожанами, куда они дели наши деньги. Потому что я, харьковчанин, нанял их и плачу для того, чтобы мой лифт отработал 25 лет, а не пришел завтра инспектор и сказал: "У вас это не годится, то не годится…" и вообще лифт требует капитального ремонта. И тогда лифт опломбируют просто-напросто. Это как автомобиль, его нужно поддерживать в рабочем состоянии, проходить техобслуживание, иначе он не проездит положенное ему количество километров. Точно так же и лифт не отработает. А стоимость капитального ремонта увеличивается потому, что не делается техобслуживание. Капремонт требует больших капиталовложений, но они идут по другой статье, поэтому они рассматриваются по-другому. - На капитальный ремонт выделяет деньги бюджет? - В домах коммунальной собственности - да. Шофер-доярка широкого профиля - В СМИ прошла информация о том, что КП "Харьковгорлифт" вводит собственные инновации. Например, замена пола в кабине требует 2 часа. Насколько реально отремонтировать кабину за 2 часа? Еще одно нововведение - замена металла обмотки двигателя с целью препятствия разворовывания дорогостоящей меди… Целесообразно ли это? Не ухудшат ли они своими удешевленными изобретениями срок работы лифта? - В отношении замены пола - честно говоря, я в это слабо верю. Показательно это можно сделать, поставив бригаду. Хотя как можно ставить бригаду, если людей нет? Но пусть даже так - поставили бригаду. Необходимо остановить лифт, снять старый, поставить новый, провести наладку, испытания. Можно это сделать за 2 часа? Нет, это нереально. Для этого есть нормочасы, которые не мы с вами устанавливали, есть Министерство труда и так далее. Поэтому заявлять и говорить можно всё, показать по телевизору тоже можно всё, но на самом деле выполнить это невозможно. Что касается перемотки двигателя, я бы хотел получить заключение лаборатории, насколько их инновации экономнее, долговечнее. Кстати, еще надо учитывать, что у нас в машинных отделениях в шахтах лифтов не выдерживается та температура, которая должна быть. Это значит, что когда у нас на улице жара +40, в машинном отделении все +70. Поэтому двигатель то работает, то не работает: перегревается, плавится. - То есть это отражается на работе подъемного механизма… - Я тут бы не экспериментировал, но надо изучить, что господин Кандауров предлагает и насколько это экономно. - А кем раньше обслуживались лифты? И насколько успешно это получалось? - Давайте оглянемся на 80-е годы. В Харькове было два управления: "Харьковлифт-1" и "Харьковлифт-2". Второй занимался монтажом лифтов, он их устанавливал, а первый - эксплуатацией. Такая ситуация создавала противовес, потому что эксплутационщики принимали у монтажников. Сейчас делают по-другому: я и монтирую, я и эксплуатирую. Выходит: шофер-доярка широкого профиля. Как раньше говорили, был народный контроль. На сегодняшний день все это упростили, отдали в одни руки. Допустим, местные советы обслуживать было очень тяжело, потому что каждый человек считал своим долгом позвонить начальнику управления и сказать, что у него лифт плохо работает. Это действительно головная боль. Я не знаю, как сейчас они справляются с этим, но понимаю, что дальше дежурного не проходит информация. А он, в свою очередь, принимает решение, скорее всего, в зависимости от настроения. Для примера. В одном доме, когда открывали кран холодной воды, людей било током. Они обратились в службу "062". Служба "062" не отреагировала никак, и они пришли ко мне на прием. Я, как депутат горсовета, набрал службу "062", представился. Служба "062" сказала: "Будьте добры, ваша прописка". Причем моя прописка к тому, что у людей проблема? Пусть я не живу в этом доме, но я гражданин этого города. Я депутат, я представляю определенное количество людей. Мне сказали: "Мы не примем. До свидания" и отключились, еще нагрубив при этом. Я повторно набрал, попросил старшего смены, его не позвали. Я направил депутатский запрос, и… мне ответил советник мэра. - Советник мэра рассматривает запросы? - Да, я тоже удивился, я не понимаю, почему он. За его подписью пришел ответ, что виновный будет наказан. Но сам факт! Выходит, мы создали службу "062" для того, чтобы гражданин сказал, где он проживает, где он прописан и какой есть вопрос. Если он идет по городу и видит, что, допустим, падает дерево на кого-то или убило человека, то они не примут, потому что он не по прописке живет? Это бред, конечно. Но вернемся к нашей теме. Таким образом, когда начались рыночные отношения, было создано много коммерческих предприятий, которые обслуживали лифты. - А ЖЭКи обслуживали лифты или нет? - ЖЭКи обслуживали лифты только в одном Коминтерновском районе. При ЖЭУ был создан "Харьковлифт". А вообще-то этим занимались только специализированные организации, потому что здесь уголовная ответственность, условия повышенной опасности, всё это лицензируется и необходимы тщательно обученные специалисты. Спецорганизации работали под строгой отчетностью, вплоть до облкоммунуправления, каждый месяц и каждый день составлялась информация о том, где, сколько лифтов и по какой причине стоит. Когда начались рыночные отношения, то некоторые предприятия создавались попросту "на кухне", регистрировались в квартирах. О какой охране труда, какой технике безопасности, о каком контроле можно говорить? У нас тогда существовала ИКС (инженерно-контрольная служба), которая проверяла качество выполнения ремонтов, ТО и т. д. Мы сами развалили это всё. - Известно, что руководству города предлагалось заключить договор на обслуживание лифтов в домах коммунальной собственности с одной из крупных фирм, имеющей необходимую базу и набор специалистов для профилактики и капитального ремонта лифтового хозяйства города… Как вы считаете, почему город не пошел на это? - Вы понимаете, весь мир идет по специализации. Мы же пытаемся создать что-то своё. Это "своё" нам обходится в два раза дороже, но мы говорим: "Какое оно хорошее, потому что своё". В мире существуют фирмы, которые лидируют по производству обслуживания. Скажите, пожалуйста, зачем изобретать велосипед, если он был давно изобретен? Есть фирма "KONE", есть фирма "OTIS", которые более чем 150 лет на этом рынке. У них работают научные институты, заводы. Сейчас нам говорят, что построят завод. Вы видели этот завод, который строят? Всё дело в том, что хороший завод - это минимум 15 миллионов долларов. Что мы хотим построить, я не знаю. Это первое. Второе: чтобы строить завод, надо просчитать потребность. Хорошо, построили завод, запустили, за два месяца мы сделали пять тысяч лифтов, а дальше? Как мы будем конкурировать? С кем? Непонятно. Мы же говорим, что идем в Европу. Почему-то каждый из нас покупает телевизор "Toshiba", "Sony" и т. д. А почему не покупают харьковские "Березки"? Да, мы поставим лифты, но сменится власть и скажет: "Это плохие лифты". Сейчас строят завод, потому что ему выгодно построить его, потому что деньги надо отправить туда. А дальше что? Я не думаю, что здесь забота о людях. Есть дело для правоохранителей - В прессе шли разговоры о том, что КП "Харьковлифт" - это очередной "Жилкомсервис", растягивание средств. Его деятельность уже кто-то проверял? - Да, КРУ проверяло. Нашли нецелевое использование денежных средств. Но пока КП работает. - Какой на сегодня есть реальный выход из ситуации, чтобы поддерживать лифты в рабочем, безопасном для жизни людей состоянии? - Мы уже столько потратили времени впустую, что сегодня непросто сложить истинную картину. Моё понимание - необходимо сделать независимую ревизию и экспертную оценку каждого лифта. Я понимаю: это дорого стоит, но думаю, можно привлечь специализированные организации, которые сделают оценку состояния лифта, и мы поймем, сколько нам необходимо денег. Это первое. Второе: выработать программу. Мы имеем массу программ, часть которых городу не нужна вовсе. А вот действенной программы по восстановлению лифтов нет. Я вот вспомнил - было такое СП "Харьковлифт-1". Перед мэрскими выборами в 2006 году Михаил Добкин и директор этого СП "Харьковлифт-1" г-н Охримович публично подписывали графики запуска лифтов. Доходило до смешного: в эти графики они вписывали работающие лифты, обслуживаемые другими организациями, и обещали, что эти рабочие лифты завтра будут работать. Когда выборы состоялись, это кануло в Лету, как все обещания нашего уважаемого мэра. На сегодняшний день состояние в жилищно-коммунальном хозяйстве не очень хорошее. Потому что люди, которые сначала жаловались на ЖЭКи, теперь говорят, что хоть и плохие они были, но хоть куда-то можно было обратиться, а сейчас обращаться попросту некуда. Течет вода, пока человек разберется, какая течет вода, он заливает соседей до первого этажа. Пока бабушка-пенсионерка, которая в этом не разбирается, закажет кран, та же проблема. Тут же мастер участка "Жилкомсервиса" говорит: "Оплатите. У меня есть разнарядка". "Но это же аварийная ситуация". "Нет, я не пошлю сантехника, пока вы не оплатите". А куда делись помещения всех ЖЭКов? Где сидят сантехники, уборщицы? В каких-то глухих подвалах… И в этом тоже надо разбираться. Почему, видя недовольство людей, мы не запустим, к примеру, на той же Алексеевке ради эксперимента бывшую систему? Мало кто помнит, а ведь "Жилкомсервис" запускали изначально как эксперимент, говорили, что будет работать параллельно две системы. Это есть в протоколах. Планировали опробовать на Киевском районе, а затем, если эксперимент удастся, распространить его на весь город. А потом об этом все вдруг забыли. Уже сегодня не открытие, что "Жилкомсервис" не производитель, а учетчик денег. Вопрос, который поднимают жители города сегодня, звучит таким образом: не пора ли органам власти, а именно прокуратуре или милиции, разобраться, за что мы платим деньги и куда они идут? Сегодня идет попросту сбор денег. А за что? Есть ТО или нет? Вкладываются средства или нет? Деньги получают, а работа не выполняется. А кто тогда подписывает акты от имени жителей? "Жилкомсервис". Значит, он к этому причастен? А система такова: "Жилкомсервис" заключил договор с КП "Харьковгорлифт". "Харьковгорлифт", не имея своих мощностей, заключает договор со специализированной организацией, которая была создана еще до них - ООО "Лифттранс", обслуживавшей Московский район. Вот смотрим, "Жилкомсервис" получает от жильцов 150 гривен, то есть 100%. КП "Харьковгорлифт" перечисляется на энное количество процентов меньше, списывая это на то, что есть жалобы якобы за невыполненную работу. КП "Харьковгорлифт", получив 80%, в свою очередь предъявляет претензии фактическому исполнителю, и также снимает с него проценты. Таким образом, снята половина суммы, и только другая половина от реально заплаченных денег попадает непосредственно исполнителю работ. Давайте посмотрим, нам для этого нужен был "Жилкомсервис"? Нет. КП "Харькогорлифт" нужен был? Нет. А работы кто выполнял, тот и выполняет, но за это уже меньше платят. А следовательно, и вложить больше денег в работу он не может. Поэтому надо кому-то разобраться в этой ситуации. И второе: коль здесь не обслуживается лифт, а деньги за это берутся, то за что мы платим? Если мы возьмем 3600 гривен (годовая стоимость обслуживания одного лифта) и умножим их на количество лифтов в коммунальных домах (6500), то получим 23 млн. в год. Куда они деваются? Это при том, что работает одна аварийная служба? Спокойно можно вычислить, сколько раз приходили обслуживать лифт или не приходили ни разу. И куда, в таком случае, уходят деньги харьковчан? Считаю, что этот вопрос уже для правоохранительных органов.

Електронна версія документа: http://www.time.kharkov.com/index.php?page_name=article&id=3498